• 15-16 марта 2024
    СИБИРЯК
    Кристалл
    4:4 3:2
  • 16-17 марта 2024
    Сиб-Транзит
    Газпром-Югра
    2:3 1:5
    ЛКС
    Новая генерация
    2:2
  • 03-04 апреля 2024
    СИНАРА
    УХТА
    2:8 4:3
  • 05-06 апреля 2024
    Норильский никель
    Торпедо
    3:2 5:4
    КПРФ
    ТЮМЕНЬ
    2:4 3:5
  • 19-20 апреля 2024
    ЛКС
    Сиб-Транзит
    /
    Кристалл
    Норильский никель
    /
    Новая генерация
    СИНАРА
    /
    ТЮМЕНЬ
    Газпром-Югра
    /
    СИБИРЯК
    КПРФ
    /
  • 20-21 апреля 2024
    Торпедо
    УХТА
    /
полный календарь

БОМБАРДИРЫ

игроки и г
Катанэ Дмитрий 34 20
Попов Илья 28 18
Ситников Александр 31 11
Кварацхелия Джано 40 11
Фирсов Сергей 34 8
Сивцов Данил 19 7
Лайпеков Виталий 35 5
Будин Дмитрий 36 5
Максимов Артём 34 4
Фомин Евгений 38 4
Ржевский Дмитрий 8 1
Леготин Дмитрий 14 1
Босюк Дмитрий 22 1
Волошин Сергей 28 1
подробная таблица
Пятница, 18 мая 2018
Интервью нашего фотографа
">

Ассоциация мини-футбола России продолжает рубрику “За сценой” и на этот раз корреспондент пресс-службы АМФР Павел Савин побеседовал с фотографом ПМФК "Сибиряк" Александром Лукиным - о том, как устроена работа профессионального спортивного фотографа.


- Александр, по нашей традиции, расскажите о себе: откуда вы родом? Как, когда и почему появился интерес к спорту?
Родился я в Германии, но с 1994 года живу в Новосибирске. Мой отец – военнослужащий, поэтому мы несколько раз переезжали. Но в итоге моя семья осела именно в Новосибирске. Скоро будет 25 лет, как мы здесь живём.

Интерес к спорту был постоянно, как у любого нормального человека. Мне кажется, в мире нет людей, которые не увлекались бы каким-нибудь видом спорта. Я же увлекался футболом, но в определенный момент он выпал из моей жизни.Гораздо ближе для меня – баскетбол. Я долгое время занимался этим видом спорта, поэтому считаю себя именно баскетболистом. 

 Неожиданно, но расскажите, как давно и благодаря кому вы увлеклись фотографией? 
- Фотографией я занялся благодаря отцу. Хотя я ему об этом никогда особо не говорил. Но в любом случае, думаю, что весь этот интерес сформировался именно в детстве благодаря ему. Так получилось, что отец у меня в своё время был большим фотолюбителем. Поэтому дома у нас постоянно были фотоаппараты, объективы, разные импортные альбомы, книги. Всё это было мне интересно, и с раннего детства у меня появилась тяга к фотографии. Особенно мне нравились все химические процессы, которые происходили при проявлении плёнки и печати фотографий. Очень редко получалось, чтобы папа сам печатал фотографии. А если получалось, то он брал с собой сразу несколько плёнок и уходил на целый день в лабораторию, иногда я ходил вместе с ним. Сейчас для меня это всё яркие детские впечатления, которые остались на всю жизнь. Поэтому тяга к фотоаппарату у меня всегда была, но я не сразу пришёл к этому во взрослой жизни. Конечно, у меня всегда был под рукой какой-нибудь фотоаппарат, но не скажу, что профессиональный. И вот где-то году в 2008-2009 я купил свой первый зеркальный фотоаппарат. И так как я всегда любил баскетбол, то часто ходил на матчи БК “Новосибирск” (прим. - ранее БК “Локомотив”). Спустя какое-то короткое время пришло понимание, что без фотоаппарата ходить на матчи мне неинтересно. И я начал уделять больше внимания именно фотографированию, чем просмотру самих игр.

В то же время я познакомился с интересными ребятами – Юрием Земляновым и Антоном Кутлубаевым, которые организовали портал “SibSport.info”. Они позвали меня присоединиться к их проекту. Не то, чтобы начать профессиональную карьеру спортивного фотографа, а просто попробовать снимать для начала простые фотоотчёты со спортивных мероприятий. Но поскольку всё стало получаться, и прогресс был стремительным, пришло понимание, что я снимаю не хуже тех людей, которые работают и получают за это деньги. На данный момент я снимаю большую часть профессиональных спортивных клубов города. В разное время работаю на матчах волейбольных и баскетбольных команд. Также работаю на играх хоккейной «Сибири», снимаю любительские лиги по разным видам спорта.

- Можно сказать, что любовь к фотографии у вас в крови с самого рождения. Но опишите свой обычный рабочий день во время матчей “Сибиряка”? 
- Чего-то необычного в этом дне нет. Я прихожу на игру, снимаю материал. Стараюсь уловить ключевые и эмоциональные моменты игры. Передать настроение матча. После этого я еду домой, обрабатываю фотографии и выкладываю готовый репортаж. В первый раз на матче «”Сибиряка” я поработал примерно в 2010 году. Но снимал тогда не для клуба, а как раз для портала “SibSport.info”. В тот раз все остались довольны результатом. Сейчас уже могу сказать, что мини-футбол зацепил меня с самой первой съёмки.

- Расскажите о трудностях, с которыми вам приходится сталкиваться во время своей работы.
- Самое главное и одновременно самое трудное в день игры – передать суть матча. Важно показать всю суть игры, которая происходит на спортивной площадке. Самое приятное – это когда тебе удаётся хорошо выполнить свою работу и поймать все важные моменты игры в объектив фотоаппарата. Скажу честно, сделать это порой бывает трудно, так как у “Сибиряка” довольно тёмный зал. И очень много эпизодов не удаётся снять по этой причине. Самой технике бывает тяжело работать в таких условиях. Поэтому когда получается хороший кадр – это уже вдвойне приятно.

- Как вам удается ловить сиюминутные фрагменты матчей?
- Со временем у спортивного фотографа очень хорошо развивается навык интуиции. Спустя какое-то время начинаешь понимать, что может произойти на площадке и не сидеть постоянно в режиме ожидания с фотоаппаратом. В те моменты, когда накал матча повышается, ты начинаешь фокусироваться уже не на игре, а на судьях, эмоциях спортсменов, вглядываться в лица тренеров. Чисто интуитивно ты понимаешь, что может что-то произойти. И чаще всего это “что-то” обязательно происходит.

- Что вы чувствуете, когда работаете на крайне важных и напряжённых для “Сибиряка”матчах? Передаётся ли вам накал футболистов с площадки?
- Накал обязательно передаётся. Учитывая, что я лично знаю многих ребят, играющих на площадке, их эмоции обязательно передаются и мне во время работы. А если какая-нибудь несправедливость происходит, то в таких моментах градус повышается очень сильно и эмоции сдерживать очень тяжело.

Помню как во время работы на матче против “Синары” в полуфинале 2012 года “Сибиряк”, проигрывая на последних минутах, начинает играть в большинстве. И буквально на последней секунде Сергей Иванов заносит мяч в ворота, а ты сидишь рядом и видишь это всё своими глазами – это,безусловно, классно. Поймать все эти эмоции игроков, тренеров, сотен болельщиков.

- Александр, можете назвать ваш самый сложный матч в мини-футболе, на котором пришлось работать? 
- Если не ошибаюсь, это был финал Суперлиги 2012 года, когда “Сибиряк” играл против московского “Динамо”. В большинстве случаев я стараюсь начинать снимать  игру по центру и потом начинаю перемещаться по залу в поисках хороших кадров. Но в тот день я в какой-то момент понял, что зал настолько забит зрителями, что я просто не смогу использовать свои обычные точки для съёмки. Я пытался пройти в угол, но там народ сидел просто гроздьями. Люди сидели просто на полу за баннерами вдоль рядов. В тот момент понял, что мне предстоит очень тяжёлая съёмка. И в итоге так и вышло. В каких-то эпизодах я пытался висеть на борту, чтобы поймать нужный кадр, а за мной в этот момент сидел болельщик, который орал что-то в ухо.

- А расскажите, что фотография значит лично для вас? Как фотография изменила для вас мир? И изменила ли?
- Фотография для меня – это, прежде всего история, запечатлённая в определенный момент. Мне частенько говорят: “Да что вот эти твои фотографии? Вот видео это гораздо круче”. В ответ этим людям всегда говорю, что они не смогут повесить своё видео на стену, проходить мимо него каждый день и испытывать эмоции, которые связаны с этим эпизодом. Видео - это немного другая история. На мой взгляд, фотографию и видео совершенно нельзя сопоставлять, да и сравнивать бесполезно.

Не могу сказать, что фотография как-то изменила для меня мир. Но я получаю удовольствие, когда фотографирую. И очень рад тому, что у меня это получается. Я до сих пор ловлю кайф от того, что могу поймать какой-нибудь классный кадр. Можно сказать,  что фотография для меня – это хороший заменитель многих вещей, своеобразный наркотик, который способен принести удовольствие.

- В чем заключается навык фотографа? Во взгляде, в мышлении или в чем-то другом?
- Это очень комплексная вещь. Совокупность всего: реакции, техники, всего происходящего. Спортивная фотография довольно требовательна к технике. Я всегда против того, чтобы говорить, что она всё решает в фотографии, но в случае со спортивной фотографией этот аспект отрицать нельзя. Значение техники в спорте играет чуть больше, чем в других видах фотографии.

- Фотографом может стать, кто угодно? Или это призвание?
- Думаю, что не каждый может стать фотографом. Всё-таки какая-то склонность к фотографии у человека должна быть. Чисто технически любого человека можно чему-нибудь научить. Но если он не склонен к фотографии, не имеет каких-то творческих навыков, то далеко дело у такого человека не пойдёт. Хотя не знаю, может быть в современном мире возможно уже всё, что угодно.

- А что на ваш взгляд недопустимо для фотографа?
- Ответ на этот вопрос лежит в основе всеобщей этики. Например, если весь зал кричит, что судья нехороший человек, то ты может внутри себя и согласен с этим всеобщим мнением, но никак не должен перекладывать это на свою работу. Хотя порой бывает очень тяжело, например, когда многих спортсменов ты знаешь лично. На самом деле, тяжело бывает сдерживать свои эмоции во время важных матчей. Но если глобально говорить о вещах, которые недопустимы для фотографа, то это – вмешательство  в процесс и открытое проявление эмоций.

- Согласны ли вы с тем, что работа фотографа – это отсутствие рамок?
- Нет, не согласен. Каждый раз, снимая, например, какой-нибудь жёсткий момент, после которого игрок получает травму, и, видя его мучения, я много раз подумаю, стоит ли выкладывать эту фотографию. Иногда бывают вещи, которые не стоит показывать зрителю. Какие-то рамки приличия всё-таки должны быть.

На самом деле, это вечный и актуальный вопрос. Вот, например, на последнем World Press Photo победила фотография, на которой человек бежит и горит. Или есть известная фотография – “Самосожжение буддистского монаха”. И все постоянно спрашивают, что должен был делать фотограф в этой ситуации: снимать или бежать помогать человеку? Выкладывать этот кадр или не выкладывать? Это всегда очень тонкие вопросы, здесь каждый должен решить сам для себя, что для него важнее. Для себя я решил, что у фотографа в его работе должны быть какие-нибудь рамки приличия.

- Слишком общий вопрос, но как стать фотографом?
- Лично я не знаю, как им стать. Сейчас есть много различных курсов фотожурналистики. Но в любом случае к фотографии необходимо иметь тягу. Потому что нельзя просто так взять человека и сделать его фотографом. Но если у тебя есть желание, есть простой фотоаппарат и ты хочешь стать фотографом, то бери его с собой и пытайся снимать. Сейчас такое время, что количество отснятого материала может затем перейти в качество. При этом человека необходимо по возможности направлять в правильное русло. Он должен сразу научиться понимать, что хорошо, и что плохо. На первоначальном этапе не бояться смотреть на работу признанных профессионалов и временами пытаться что-нибудь повторить. Затем необходимо разбирать, что у тебя получилось, а что не удалось. Пытаться ставить перед собой какие-нибудь задачи, разобравшись перед этим, что необходимо для этого сделать. И в принципе, если процесс затянет, и результат начнёт приходить, то почему бы и не задуматься о новых вершинах фотографии? Потом ты уже поймёшь, в каком направлении тебе стоит двигаться. Путь у каждого человека свой и полностью индивидуален. У меня, например, нет профессионального образования в области фотографии. Но я не считаю, что мне это как-то мешает. Наоборот, мне нравится то, чем я занимаюсь, а людям надеюсь, нравятся мои снимки и фотографии. Меня нисколько не волнует, что я не слушал курсы лекций о фотографии. Я много читал и учился самостоятельно. Поэтому считаю, что если человек хочет стать фотографом, то почему бы и нет? Всё в его руках. Читай, учись, снимай, пробуй. И если есть желание и способности, то всё обязательно придёт.

- Каким на ваш взгляд должен быть профессиональный фотограф спортивных соревнований? Что самое главное для него?
- Такой человек, прежде всего, должен любить спорт и разбираться в нём. Он должен понимать процессы, происходящие на площадке. Для начала – этого будет достаточно. Далее уже путём практики будут достигаться, и совершенствоваться другие навыки. Но в первую очередь, он должен быть профессионалом. Под этим я понимаю добросовестное отношение к делу и гарантию определённого результата.

- Что бы вы могли пожелать своим коллегам из других мужских и женских команд?
- Своим коллегам всегда желаю прогресса в их работе. Любой человек должен прогрессировать. Это относится и ко мне, и к любому другому фотографу. Главное – любить спорт и никогда не останавливаться на достигнутом. Всегда стараться прогрессировать и расти выше.

Павел Савин
Пресс-служба АМФР